Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Определены финалисты конкурса "Герой Schools.by" - начинаем голосование, выбираем победителей!
Голосование
Оцените полноту и актуальность информации представленной на сайте
Всего 57 человек

Теоретическое описание проекта

Дата: 6 марта 2018 в 11:46, Обновлено 6 марта 2018 в 14:56

                       Описание научных теорий и разработок,
             на основе которых создан инновационный проект

Вопросам формирования кросскультурной компетентности посвящено достаточное количество психолого-педагогических исследований. Так, форми-рование компетентности учащихся изучалось В.А. Адольфом, Ю.В. Варданян, A.M. Кочневым, И.П. Родионовой, И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, Е.И. Пассова, К.С. Ситарама, С.Г. Тер-Минасовой, М.Н. Лебедевой, В.П. Рощупкипа и др.
Одной из актуальных задач современной школы является формирование у учащихся кросскультурной компетенции. Современные тенденции в образова-нии, связанные с необходимостью подготовки учащихся к правильному осуще-ствлению межкультурных коммуникаций определяют актуальность данного проекта.

Кросскультурная компетентность как научная проблема исследовалась многими ученым и трактовалась по-разному, а именно как многокультурная компетентность, компетентность многообразия, межкультурная компетентность, кросскультурная эффективность, кросскультурная грамотность. Несмотря на такое разнообразие терминологий, перечисленные понятия являются синонимами.

А.Т.Колосовская рассматривает кросскультурную компетентность как интегральное качество личности, включающее знание об особенностях иной культуры, умения интерпретировать инокультурную информацию, опыт коммуникативной деятельности, качества личности (эмпатию, толерантность) . [21]

По мнению Р.Хенви, кросскультурная компетентность – постижение особенностей культуры и народа – ее носителя на уровне сознания, различий между своей и чужой культурами:

  • готовность их понять при наличии таких черт личности как эмпатия, толерантность и др.
  • проявление уважения и терпимости  к разным привычкам, вкусам, взглядам, нормам жизни. [41]

Теоретическим аспектам проблемы формирования кросс-культурнойкомпетентности также уделяется внимание в работах У.Книпа, С. Лейми, Д. Лернера, Я. Такера, Р. Сингха и других зарубежных авторов в связи с проблемой формирования глобально ориентированной личности.

В работе А.Г.Лапшина дается следующее определение кросскультурной компетентности: «это осознание различий в идеях, обычаях, культурных традиций, присущих разным народам, способность увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на традиции собственного общества глазами других народов» [24].

В.Т.Рощупкин определяет кросскультурную компетенность как «способность, умения человека принимать содержание и форму культуры другого народа, участвовать в совместной культурной деятельности, обогащающей и развивающей его как личность» [31].

Учитывая тот факт, что кросскультурная компетентность является залогом межнационального общения, нас также интересовал вопрос о гармонии национального и интернационального в воспитании личности, который рассматривается в работах Х.Х. Галимова, Р.Т.Гарданова, Г.Д. Гачева, М.И. Куранова, Д.С. Лихачёва, А.Д.Солдатенкова, B.C. Соловьёва и др.

Задачи современной школы в плане восстановления её этнокультурных и этносоциальных функций неразрывно связаны с формированием национального самосознания на основе национальной культуры и открытости другим культурам. Проблема национального самосознания исследуется в работах А.Г. Анаева, Ю.В. Бромлея, Л.М. Дробитева, В.И. Козлова, Г.В. Старовойтовой. Важная роль народной педагогики и народных традиций в этом процессе освещена в работах В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, З.Г.Нигматова, Ф.Ф. Харисова. К.Д. Ушинский высоко оценивал роль народных традиций, обычаев в воспитательном процессе школы.

Вопросы использования зарубежной культуры с целью воспитания у школьников положительного отношения к другим народам, о приобщении учащихся к духу народа другой страны, возрождении интереса к культурам разных стран поднимался в работах Л.И.Агафоновой, Е.А. Ленской, Л.П. Московиной, Г.С. Сухобской.

Обеспечение международного стандарта образования как гаранта современного цивилизованного развития нации требует от школы включения культурологических аспектов как в содержание обучения, так и в содержание воспитательного процесса. Особую роль в этом играют иностранные языки, так как они являются средством межкультурного общения. Вопрос о включении лингвострановедческого содержания (национального культурного компонента) как в учебную, так и во внеклассную работу по английскому языку рассматривается в работах И.Л. Бим, И.Н.Верещагина, Б.А. Лапидуса, Е.А. Ленской, З.Н. Никитенко, Е.Г.Обеременко, О.М. Осияновой, Е.И. Пассова, Г.В. Роговой, Г.Д.Томахина. Фундаментальный вклад в разработку теории данного вопроса внесли Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, которые рассматривают лингвострановедение как культуроведение, способствующее эффективному общению с носителями иной культуры.

Вопросы о способах презентации культурологической информации также рассматриваются в работах российских учёных (Л.И.Агафонова, Ж.Л. Витлин, Г.С. Сухобская). В этих работах делается акцент на общечеловеческие ценности, идеи гуманизма, на сравнение отечественной и зарубежных культур с целью признания большого вклада в мировую цивилизацию разных народов.

                   Теоретическую основу инновационного проекта 
                                          составили концепции
:

  • культуры (B.C.Библер, А.С. Кармин, Э.С. Маркаряп, И. Тэн и др.);
  • моделирования (А.У. Варданян, Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, A.M.Сохор, А.И. Уемов, В.А. Штофф, У.Р. Эшби и др.);
  • компетентностного подхода (Э.Ф. Зеер, Л.Ф. Иванова, Ю.В. Кайнов, В.А. Кальней, А.В. Хуторский и др.);
  • культурологии образования (Н.Б. Крылова, Г.В. Елизарова, В.В. Сафонова и др.);
  • теории коммуникации и формирования коммуникативной культуры (И.Л. Бим, Г.Д. Гальскова, Е.И. Пассов, С.Г. Тер-Мипасова и др.);
  • педагогического эксперимента (Дж. Гласе, Дж. Стэнли, Е.В. Яковлев и др.).
  • национальных, языковых, художественных элементов нашего мира и их влияния на духовно-нравственное развитие человека (ММ. Бахтин., B.C. Библер., Л.С. Выготский., Д.С. Лихачев);

- поликультурного воспитания (A.M.Джуринский., В.В. Макаев., З.А. Малькова., Д.Б. Сажин., И.М. Синагатуллин., Л.Л. Супрунова., В.Ю. Хотинец);

- идеи гуманистической личностно ориентированной педагогики (Н.И.Алексеев, Е.В.Бондаревская, Т.И.Власова, В.В.Сериков, С.В.Кульневич, И.С.Якиманская, К.Роджерс и др.);

- о принципах организации деятельностного подхода в образовании (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и личностно-ориентированного взаимодействия в обучении (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов);

-  о принципах проектировочной деятельности в сфере образования (С.Г. Абрамова, Н.А. Алексеев, Н.Г. Алексеева, В.А. Болотов, А.Я. Данилюк, Г.В. Девятова, В.К. Зарецкий, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий, В.К. Шаповалов, Е.Н. Шиянов и др.);

- о национальном и межнациональном воспитании школьников, формировании толерантности (А.Г. Асмолов, М.И. Богомолова, С.А. Козлова, В.А. Мудрик, Е.Ю. Протасова, Г.У. Солдатова, Э.К. Суслова, Т.И. Чиркова);

          Методологическую основу исследования составили:

- аксиологический подход (А.Я.Данилюк, И.Б.Котова, А.В.Петровский, Е.Н.Шиянов)

-компетентностный подход (В.А. Болотов, В.В. Давыдов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, Р.П. Мильруд, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская);

-коммуникативный подход (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев и др.);

-личностно-ориентированный, деятельностный подходы (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, С.В. Кульневич, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.);

-системный подход, позволяющий выделять составляющие элементы проектируемой модели образовательного процесса их внутреннюю организацию, функции, пути её возникновения и перспектив развития (И.В. Блауберг, А.А. Востриков, В.А. Дмитриенко, И.Д. Пехлецкий и др.).

Анализ источников позволил нам сделать вывод о том, что кросскультурная компетентность – это личностное качество человека, формирующееся посредством проникновения в чужую культуру, наследие, традицию, историю, этимологию, это коммуникативные умения учеников, проявляющиеся в процессе обмена культурного опыта с гражданами другой страны.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.