Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Определены финалисты конкурса "Герой Schools.by" - начинаем голосование, выбираем победителей!
Голосование
Оцените полноту и актуальность информации представленной на сайте
Всего 57 человек

Советы дефектолога

Дата: 27 августа 2014 в 12:37, Обновлено 9 октября 2014 в 15:01

                                                             

                                                                                                График        работы:

        Ф.И.О.

Уч.-дефектолога

   ПОНЕДЕЛЬНИК

         ВТОРНИК

             СРЕДА

           ЧЕТВЕРГ

         ПЯТНИЦА

№ каб.

Часы работы

№ каб.

Часы работы

№ каб.

Часы работы

№ каб.

Часы работы

№ каб.

Часы работы

Бондарик

Инга Тадеушевна

 

к.211

 

11.30 – 18.30

к.211

 

11.30- 18.30

к.211

11.30 -18.30

к.211

 11.30 – 18.30

к. 211

 11.30 -18.30

Веремейко Светлана Владимировна

 

к.109

 

к.102

11.30 -12.00

 

12.00 – 17.50

к.109

 

к.103

 

к.102

11.30 – 12.10

 

12.15 – 12.55

 

13.00 – 18.40

к.109

 

 

 

к.102

11.20 – 11.55

 

12.10 – 12.50

 

13.00 – 17.50

к.109

 

к.113

 

к.102

11.30 – 12.10

 

12.15 – 12.55

 

13.00 – 18.40

к.109

 

к.113

 

к.102

11.20 – 12.00

 

12.10 – 12.50

 

13.00 – 17.50

Коломейцева

Елена Валерьевна

 

к.234

12.00 – 18.00

к.234

12.00 – 18.00

к.234

12.00 – 18.00

к.234

12.00 – 18.00

к.234

12.00 – 18.00

Босько

Марина Михайловна

 

к.107

 

к.229

 

к.112

11.20 – 12.00

 

12.10 – 12.50

 

13.10 – 15.25

к.107

 

к.208

 

к.112

11.20 – 12.00

 

12.10 – 12.50

 

13. 10 – 15.25

к.107

 

к.238

 

к.112

11.20 – 12.00

 

12 10 – 12.50

 

13.10 – 15.25

к.107

 

к.229

 

к.112

 

11.20 – 12.00

 

12.10 – 12.50

 

13.10 – 15.25

к.107

 

к.214

 

к.112

11.20 – 12.00

 

12 10 – 12.50

 

13.10 – 15.25


 

Артикуляционные упражнения

 

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.

Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.

Окошко

"Окошко"
* широко открыть рот — "жарко"
* закрыть рот — "холодно"

Чистим зубки

"Чистим, зубки"
* улыбнуться, открыть рот
* кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Месим тесто

"Месим тесто"
*улыбнуться
*пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."
* покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Чашечка

"Чашечка"
* улыбнуться
* широко открыть рот * высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

Дудочка

"Дудочка"
* с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Заборчик

"Заборчик"
* улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Маляр

"Маляр"
* губы в улыбке
* приоткрыть рот
* кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

Грибочек

"Грибочек"
* улыбнуться
* поцокать языком, будто едешь на лошадке
* присосать широкий язык к нёбу

Киска

"Киска"
* губы в улыбке, рот открыт
* кончик языка упирается в нижние зубы
* выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы

Поймаем мышку

"Поймаем мышку"
* губы в улыбке
* приоткрыть рот
* произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)

Лошадка

"Лошадка"
* вытянуть губы
* приоткрыть рот
* процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

Пароход гудит

"Пароход гудит"
* губы в улыбке
* открыть рот
* с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

Слоник пьёт

"Слоник пьёт"
* вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
* "набирать водичку", слегка при этом причмокивая

Индюки болтают

"Индюки болтают"
* языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."

Орешки

"Орешки"
* рот закрыт
* кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
* на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

Качели

"Качели"
* улыбнуться
* открыть рот
* кончик языка за верхние зубы
* кончик языка за нижние зубы

Часики

"Часики"
* улыбнуться, открыть рот
* кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Блинчик

"Блинчик"
* улыбнуться
* приоткрыть рот
* положить широкий язык на нижнюю губу

Вкусное варенье

"Вкусное варенье"
* улыбнуться
* открыть рот
* широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

Шарик

"Шарик"
* надуть щёки
* сдуть щёки

Гармошка

"Гармошка"
* улыбнуться
* сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)
* не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

Барабанщик

"Барабанщик"
* улыбнуться
* открыть рот
* кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

"Парашютик"
* на кончик носа положить ватку
* широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

"Загнать мяч в ворота"
* "вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
* дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

 

 

 

 

 

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делатьть 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом.

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду

 

Статические упражнения для языка

"Птенчики". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 

"Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 

"Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 

"Иголочка", "Стрелочка", "Жало". Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 

"Горка", "Киска сердится". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 

"Трубочка". Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 

"Грибок". Рот открыт. Язык присосать к нёбу. 

Динамические упражнения для языка .

"Часики", "Маятник". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 

"Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. 

"Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 

"Футбол", "Спрячь конфетку". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. 

"Почистить зубы". Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. 

"Катушка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперед и убирается в глубь рта. 

"Лошадка". Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 

"Гармошка". Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.  

"Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 

"Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. 

"Оближем губки". Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. 

Упражнения для губ 

"Улыбка". Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. "Заборчик". Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. "Трубочка". Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. "Хоботок". Вытягивание сомкнутых губ вперед. "Бублик", "Рупор". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. "Заборчик" - "Бублик"; "Улыбка" - "Хоботок" - чередование положений губ. "Кролик". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

 

Артикуляционная гимнастика

Поскольку у многих малышей проблемы с речью, нужны упражнения для артикуляционного аппарата. Чтобы занятия были интересными, добавьте к ним ритмические движения и забавную мимику.

Это же так забавно – перевоплотиться то в капризулю, то в волка, а то и вовсе изобразить мотор… Подобное упражнение в дальнейшем поможет ребенку в развитии речи.

Для начала необходимо пропеть гласные звуки, причем, сделать четко, даже утрируя. Это даст хорошую нагрузку губам, языку, щекам, небно-глоточному кольцу, гортани. Кроме того, когда малыш поет, в работу активно включаются легкие и диафрагма, формируется правильное дыхание.

А-а-а…! Пошире рот открой,

Не ленись и громче пой!

А-а-а…! Поем и я, и ты,

Упражнения просты: А-а-а…!

 

«У-у-у…! – сказала, ежась, Зина. –

Ну, зимой и холодина!

У-у-у…!» Вторят волки ей в лесу,

Они воют громко: «У-у-у…»

 

О-о-о…! Округли красиво губы,

Разомкни немного зубы:

О-о-о…! Язык поглубже убери,

Вздохни еще раз и тяни: О-о-о…!

 

И-и-и…! Какой ты весельчак!

Ты смеешься звонко так:

И-и-и…! На широком язычке

Звук рассыпался в смешке: И-и-и…!

 

Э-э-э… Я тебе задам вопрос.

Ты смешно наморщишь нос

И ответишь мне: Э-э-э…

Я не знаю, что сказать,

Может лучше промолчать? Э-э-э…

 

Ы-ы-ы… Зеваешь ты, мой соня,

Сладко тянешься спросонья:

Ы-ы-ы… Поспать еще часок

Или, может, выпить сок? Ы-ы-ы…

 


 

С пальчиками играем – речь развиваем

Приступая к пальчиковым играм, следует помнить о следующих принципах их проведения:

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом

отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя

собственную увлечённость игрой.

  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст

частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее

понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.

  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру,

показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если

возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

  • Стимулируйте детей, "не замечайте", если они поначалу делают что

то неправильно, поощряйте успехи.

 

 

ПАУЧОК                    

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,


 

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,


 

 

Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.

 

 

 

 

 

ПЧЁЛКИ      

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.


 

 

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?


 

 

Стали вдруг вылетать:
Раз два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей".

Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.



Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

 

        ПЯТЬ УТЯТ

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут...

Трое утят плывут...

Двое утят плывут...

Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.

Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).
На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").

 

 

УЛИТКА

 

 

 

 

 

 

 

 

В домике она сидит,
Рожки высунув, молчит.

Вот улиточка ползёт
Потихонечку вперёд.

На цветочек заползёт,

Лепесточки погрызёт.

Рожки в голову втянула,
В домик спряталась, заснула.

Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

"Улитка" раскачивается из стороны в сторону.
Ползёт вперёд по столу.
"Улитка" заползает на "цветочек".
"Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").
Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").
Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку".

 

 

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПИСЬМА И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

Виды ошибок при письме

Возможные причины ошибок при письме

Ошибки правильного написания букв

Недостаточная сформированность зрительной памяти и/или зрительно-пространственного восприятия, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения

Неправильная траектория движений при выполнении графического элемента

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительно-моторных координаций, зрительной памяти, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения

Ошибки в пространственном расположении элементов (в – д) или количественном соотношении элементов (и – ш), зеркальное письмо

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительной памяти, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения, несформированность организации деятельности, утомление

«Не видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительной памяти, форсирование темпа обучения, сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания

Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые разнонаклонные буквы, тремор)

Недостаточная сформированность моторных функций, нарушение зрительно-моторных координаций, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения, выраженное функциональное напряжение и утомление

Сильный нажим, тремор

Недостаточная сформированность моторных функций, нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки), нарушение координации движений в связи с сильным утомлением
и функциональным напряжением

Пропуски, вставки, перестановки букв, недописывания слов

Несформированность звуко-буквенного анализа, нарушения внимания, оперативной памяти, контроля деятельности, неадекватный темп работы

Персеверации

Несформированность планирования, регуляции и контроля деятельности

Редуцированное написание (как слышит)

Несформированность планирования и контроля деятельности, неумение совмещать графическую и смысловую части письма, неадекватный темп деятельности

Слитное написание слов или раздельное написание одного слова, неправильный перенос слова

Нарушение звуко-слоговой структуры слова, неумение выделять речевые единицы, незнание правил орфографии, несформированность планирования, регуляции и контроля деятельности, неадекватный темп деятельности

Пропуск запятых, точек, ненаписание заглавной буквы

Незнание правил орфографии и синтаксиса, нарушение внимания, контроля деятельности, неумение совмещать графическую и смысловую части письма

Ошибки согласования и управления слов

Проявление общего недоразвития речи, нарушение внимания, трудности слухо-речевой памяти

Орфографические ошибки

Незнание правил орфографии, нарушение распределения внимания между графической и смысловой сторонами письма, неумение выделять «ошибкоопасные» места, неадекватный темп работы

Несоблюдение границ строки при письме

Неумение работать в строке, незнание слоговой структуры слов, несформированность пространственных (метрических) представлений, повышенная утомляемость

Нарушения словообразования

Проявление общего недоразвития речи (незнание морфологических правил, низкий лексический запас)

Неправильное употребление слов, предлогов

Проявление общего недоразвития речи (низкий лексический запас, трудности обозначения пространственных отношений)

Искажение смысла сюжета

Трудности установления причинно-следственных связей, трудности перцептивного внимания, несформированность планирования и контроля деятельности

Несвязное изложение сюжета

Проявление общего недоразвития речи, трудности планирования, регуляции и контроля речевой деятельности

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.