Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем учителя!
Голосование
Оцените полноту и актуальность информации представленной на сайте
Всего 410 человек

Памятка для педагогов по участию несовершеннолетних в массовых мероприятиях

Дата: 10 декабря 2020 в 10:19, Обновлено 7 октября в 21:31

Информационные материалы

«Личностные факторы и психологические условия, обуславливающие участие несовершеннолетних в массовых мероприятиях»

В настоящее время особое внимание со стороны государственных органов и организаций уделяется участию несовершеннолетних в массовых мероприятиях, которые проходят в Республике Беларусь.

Массовое мероприятие – это собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие (спортивное, культурно-зрелищное, религиозное), проводимые в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении.

Действия, направленные на изменения существующего несправедливого положения, ущемляющего права членов группы, являются протестным поведением. Данные действия могут варьироваться от нормативных, соответствующих представлениям более широкой социальной группы (например, подписание петиций, лоббирование, мирные митинги), до ненормативных, которые нарушают правила большинства (например, забастовки, саботаж, террористические акты).

Некоторые родители берут на митинги с собой детей. Однако не все понимают, что прогулки с детьми на акции протеста, в места большого скопления людей не безопасны. Дети более уязвимы, чем взрослые, как в силу своих физических возможностей, так и в связи с особенностями психики. Несовершеннолетний может сильно испугаться, потеряться. Кроме того, нельзя предугадать, как поведет себя неорганизованная толпа в том или ином случае и к чему это может привести.

Незнание родителями особенностей толпы и ее влияния на поведение людей в ней, а также непонимание ими возрастных особенностей психического развития несовершеннолетних в различные возрастные периоды может привести к серьезным негативным последствиям в физическом, психическом, психологическом и социальном аспектах развития ребенка. Став родителями, взрослые люди принимают на себя ответственность за жизнь, развитие и психическое состояние своего ребенка.

В настоящее время Генеральная прокуратура Республики Беларусь инициирует внесение изменений в законодательство с тем, чтобы ужесточить ответственность родителей за вовлечение несовершеннолетних детей в акции протеста. Незнание закона не снимает ответственность с родителей.

Участие несовершеннолетних в массовых мероприятиях обусловлено рядом личностных факторов. К ним относятся: возраст, пол, стиль жизни, национальность, тип личности и т.д.

Возраст несовершеннолетних, участвующих в мирных акциях протеста, варьируется от нескольких месяцев до 18 лет.

Одними из личностных факторов, обуславливающих участие несовершеннолетних в массовых мероприятиях, являются стиль жизни и тип личности. Под стилем жизни понимаются жизненные стереотипы несовершеннолетнего (его интересы, убеждения, собственные мнения).

Тип личности несовершеннолетнего характеризуют такие черты, как уверенность в себе, независимость, социальность, активность (либо пассивность) поведения, адаптивность и т. д., что в свою очередь является факторами участия несовершеннолетними в акциях протеста. Неуверенного в себе ребенка очень легко вовлечь в участие в несанкционированном массовом мероприятии. Ради одобрения, принятия и ощущения уверенности в себе, он быстро согласится пойти со значимыми друзьями, сверстниками, компанией, родителями.

Подростки очень конформны, легко меняют свою точку зрения, установку на что-то под влиянием группового мнения. Пассивно принимают господствующий порядок, бездумно следуют общему мнению, модному течению. Поощрение происходит в основном со стороны сверстников в виде принятия и одобрения. Чаще всего подросток принимает участие в массовом мероприятии для того, чтобы получить то самое одобрение в коллективе или в значимой для него группе.

Также на несовершеннолетнего действует эффект внушения – это склонность подростка к некритической (непроизвольной) податливости воздействиям других людей, их советам, указаниям, даже если они противоречат его собственным убеждениям и интересам [3]. Это безотчетное изменение своего поведения под влиянием внушения. Внушаемые подростки легко заражаются настроениями, взглядами и привычками окружающих их людей. Они часто склонны к подражанию. Поэтому можно видеть на улицах города так много несовершеннолетних, участвующих в массовых мероприятиях. Внушаемость зависит как от индивидуальных особенностей несовершеннолетнего — высокого нейротизма, слабости нервной системы — так и от ситуативных его состояний — тревоги, неуверенности в себе или же эмоционального возбуждения.

На внушаемость несовершеннолетнего влияют такие личностные особенности, как низкая самооценка и чувство собственной неполноценности, покорность и преданность, неразвитое чувство ответственности, робость и стеснительность, доверчивость, повышенная эмоциональность и впечатлительность, мечтательность, суеверность и вера, склонность к фантазированию, неустойчивые убеждения и некритичность мышления.

Кроме того, имеет значение единодушие группы. Поддержка подростка даже одним членом группы резко повышает сопротивляемость групповому давлению, а иногда и сводит его на нет.

Еще одним из личностных факторов, который оказывает влияние на то, что подросток принимает участие в массовом мероприятии, является негативизм. Негативизм возникает как защитная реакция на воздействия, которые противоречат потребностям несовершеннолетнего. Чаще всего негативизм встречается у подростков по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребности детей в одобрении, общении, уважении, эмоциональном контакте. Негативизм усиливается в состоянии перевозбуждения нервной системы и при утомлении.

Слабой формой негативизма является упрямство, имеющее тот же механизм и выполняющее ту же защитную функцию. Однако в отличие от негативизма как черты личности упрямство возникает ситуативно и часто по поводу самоутверждения, которое очень характерно для подросткового возраста. Самоутверждение является одной из целей, ради которой подростки принимаю участие в массовых мероприятиях.

Кроме личностных факторов, которые оказывают влияние на несовершеннолетних при участии в массовых мероприятиях, особое место занимают психологические условия.

Существует такое понятие как толпабесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Несовершеннолетние, участвующие в митинге, не просто соседствуют друг с другом, заражают окружающих и сами заражаются от них. К такому явлению можно применить термин «резонанс», проявляющийся между участниками толпы. Таким образом «эмоциональными зарядами» накаляется общее настроение до такой степени, что происходит «эмоциональный взрыв», с трудом контролируемый сознанием. Наступлению «эмоционального взрыва» способствуют определенные психологические условия поведения личности в толпе.

Импульсы, влиянию которых поддается ребенок в толпе, могут быть разными, исходя из характера возбуждений: великодушными или злыми, героическими или трусливыми. Но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить.

В толпе возрастание чувств обуславливается скоростью распространения посредством внушения и заражения. В значительной мере возрастает сила одобрения.

Находясь в безответственной толпе, где несовершеннолетнему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов, не думая о наказании. В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства.

В толпе возникает чувство безнаказанности. Уверенность несовершеннолетнего в безнаказанности и сознание значительного (хотя и временного) могущества дают возможность ребенку проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека.

На митинги идут не все дети, туда также идет определенная категория очень активных подростков, которые в школе остались не востребованы, не вовлечены. Им хочется высказать свое мнение, возможно протест, и здесь можно более глобально это сделать, в политическом смысле. В том числе дать возможность выйти наружу каким-то агрессивным внутренним порывам и получить ощущение взрослости и признания. Но о последствиях должны подумать и оценить их, в первую очередь, родители. Но одно слово может вызвать агрессию или панику в толпе, и все может закончиться физическими травмами, увечьями для этого же подростка. Думать о последствиях подросткам не свойственно.

Человек, являющийся для несовершеннолетнего авторитетом, оказывает на него сильное воздействие. Более того, ребенок легко подчиняется авторитету, не думая при этом, прав он или не прав, давая то или иное распоряжение.

Большинство несовершеннолетних, участвующих в митингах, просто подчиняются толпе, не понимают происходящего вокруг, не осознают смысла выкрикиваемых лозунгов и последствий, которые могут наступить. И если поинтересоваться у подростков, каких перемен они хотят, что их не устраивает, то они вряд ли ответят.

Если у ребенка возникает желание выразить свою гражданскую позицию, родителям необходимо все-таки уточнить, является ли его поведение выражением гражданской позиции? Это может быть, просто желание составить кому-то компанию. Здесь очень важно выстроить диалог с подростком. Подростковый возраст характеризуется глобальной противоречивостью. С одной стороны, они хотят быть самостоятельными и выражать свое мнение, с другой стороны, все равно хотят быть как все, быть в сообществе. На этом противоречии очень многое выстраивается.

Несовершеннолетние постоянно должны быть чем-либо увлечены и заняты любимым делом. Если несовершеннолетний не умеет организовать свой досуг, найти занятие по интересам, то существует вероятность, что он заинтересуется и пойдет участвовать в акции протеста.

Подростковый возраст является периодом становления личности. В ходе развития родители должны содействовать формированию ценностей несовершеннолетнего, в том числе уважение к законам государства. Задача взрослых рассказать о возможных способах проявления гражданской активности – помогать больным, бездомным животным, детям. И если ты сегодня пошел на митинг, а завтра не помог больному человеку, это не гражданская позиция.

Бесполезно убеждать подростка в том, что он не прав и ничего не понимает в жизни. У подростков в любом случае есть значимые люди, окружение, даже если это не родитель. Важно обратить внимание в разговоре с ребенком, о ком много говорят, на чье мнение ссылаются. Разъясняя подростку способы выражения гражданской позиции, можно взять за пример каких-либо кумиров, которые также так или иначе выражают свою гражданскую позицию, но без оппозиционных, деструктивных проявлений. Важно говорить о том, что родитель уважает точку зрения подростка и предлагать альтернативу. Также важно объяснять и информировать о возможном наказании, которое наступает за участие в массовых мероприятиях.

В данной ситуации необходимо постараться максимально ограничить ребенку доступ в сеть Интернет, отслеживать, какие сайты он посещает, какие мессенджеры читает. Очень важно заинтересовать ребенка, организовать его досуг, проводить вместе выходные.

Родители должны поддерживать связь с учреждением образования, интересоваться возможными способами организации занятости несовершеннолетних, изучать предложения учреждения образования, учреждений дополнительного образования.

Педагоги также должны содействовать недопущению участия несовершеннолетних в массовых мероприятиях. Необходимо проводить в учреждениях образования просвещение на темы ответственности несовершеннолетних и их родителей за участие в массовых мероприятиях; организовывать занятость учащихся, вовлекать их в общественно полезную деятельность.

Несовершеннолетним необходимо разъяснить, что существует административная и уголовная ответственность за участие в акциях протеста, что отражено в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе Республики Беларусь.

 Подростки должны знать, что с 16 лет наступает административная ответственность по ст. 24.23 КоАП Республики Беларусь («Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий»), санкции которой предусматривают как предупреждение, так и наказание в виде штрафа в размере до 100 базовых величин (при повторном нарушении 20-200 б/в, при совершении за вознаграждение 30-200 б/в).

Кроме административной ответственности, может наступить и уголовная. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, но с 14 лет к уголовной ответственности можно привлечь за следующие виды преступлений, которые может совершить несовершеннолетний во время участия в акциях протеста:

кража (ст. 205 УК РБ); 

грабеж (ст. 206 УК РБ); 

разбой (ст. 207 УК РБ);

вымогательство (ст. 208 УК РБ); 

угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна (ст. 214 УК РБ); 

умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ч. 2, 3 ст. 218 УК РБ);

умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст. 309 УК РБ); 

хулиганство (ст. 339 УК РБ); 

осквернение сооружений и порчу имущества (ст. 341 УК РБ).

За совершенные преступления  в малолетнем возрасте несут ответственность их родители.  В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, данная ответственность выражается в виде вынесения предупреждения или штрафа в размере до 10 базовых величин (ст. 10.3 КоАП РБ). Если несовершеннолетний совершил правонарушение, которое не указано в перечне преступлений Уголовного кодекса, за которые он несет наказание,  то ответственность будут нести его родители (ст. 10.3 КоАП РБ "Не выполнение обязанностей по воспитанию детей").   

Так, частью 1 статьи 10.3 КоАП Республики Беларусь предусмотрена ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние. Совершение данного правонарушения предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа в размере до 10 базовых величин.

Участились собрания во дворах жилых домов с протестными песнями и танцами, порой затягивающиеся до позднего вечера. Возникает вопрос: почему родители не заботятся о полноценном отдыхе детей, которым утром необходимо приступить к занятиям?

Статья 10.3 КоАП Республики Беларусь предусматривает ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища. В данном случае ответственность наступает в случае, если несовершеннолетний не достиг 16-летнего возраста и находится без сопровождения родителей (взрослых) в период времени с 23.00 до 6.00. За совершение названного правонарушения предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 2 базовых величин.

Приводя на митинги детей, родители подвергают их жизнь и здоровье опасности, за что предусмотрена административная ответственность (за невыполнение обязанностей по воспитанию ребенка). В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, в рамках гражданско-правовой ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, возможно признание последних находящимися в социально опасном положении.

В каждом отдельном случае в обязательном порядке принятию решения о признании детей в социально опасном положении предшествует всестороннее изучение ситуации в семье, в том числе путем получения информации со стороны различных служб и ведомств, в рамках проводимого социального расследования. Если даже это не образумит родителей, то государство будет вынуждено принять их детей под свою защиту, то есть забрать из семьи.

Вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные мероприятия является противозаконным во многих странах. Например, в России за это могут оштрафовать на 30–50 тыс. рублей (около 500 долларов) или наказать арестом на срок до 15 суток. В Казахстане предусмотрен штраф в 252 500 тенге (600 долларов) или административный арест до 10 суток. В Великобритании родители, чьи дети участвуют в митингах и пропускают занятия в школах, обязаны заплатить в госказну сумму, эквивалентную 155 долларам.

Несанкционированные митинги, как правило, заканчиваются задержанием несовершеннолетних. По информации УВД Гродненского облисполкома за период проведения протестных акций с августа по ноябрь 2020 года в городе Гродно и Гродненской области задержано порядка 80 несовершеннолетних. За 25 октября 2020 года было задержано 9 подростков, из них 3 учащиеся школ. 11 матерей привлечено к административной ответственности за то, что брали с собой на участие в протестных акциях несовершеннолетних детей.

Так может ли ребёнок вообще участвовать в массовых мероприятиях? Может. И лучше, если это будет спортивно-массовое мероприятие, музыкальный фестиваль, праздник, концерт, мероприятие, где дети и подростки могли бы проявить свои способности и таланты.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.