Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса
Голосование
Оцените полноту и актуальность информации представленной на сайте
Всего 67 человек

Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта

Дата: 6 марта 2018 в 12:14, Обновлено 6 марта 2018 в 14:53

Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта

В период интеграции Беларуси в мировое сообщество, в условиях нарастания в мире этнических и религиозных конфликтов, усиления влияния глобальных проблем современного мира на все человечество перед педагогической наукой остро встала проблема воспитания глобально ориентированной личности. Одной из составляющих данной личности является кросскультурная грамотность. Важную роль в формировании кросскультурной грамотности играет  воспитание интереса и уважения к культурам разных народов нашей планеты. Следствием этого является не только умение вести «диалог культур», но и формирование национального самосознания. Таким образом, обеспечивается соответствие международным стандартам образования и происходит адекватное и естественное развитие нации в условиях современного мира. 

Как отдельный человек не может нормально существовать в изоляции от других людей, так и ни одна культура не способна полноценно функционировать в изоляции от культурных достижений других народов. В процессе своей жизнедеятельности они вынуждены постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. В настоящее время практически нет совершенно изолированных от мира культурных общностей, кроме небольших туземных племен, затерянных в самых укромных уголках планеты. Сегодня естественна ситуация, когда любой народ открыт для восприятия чужого культурного опыта и одновременно сам готов делиться с другими народами продуктами собственной культуры. Это обращение к культурам других народов получило наименование «взаимодействие культур» или «кросскультурная коммуникация».

Проблема формирования кросскультурной грамотности приобретает в настоящий момент особую социальную значимость. Это вызвано такими процессами в обществе, как было сказано выше – интеграция нашей страны в мировое сообщество, так и  открытостью  границ, политическими и социальными изменениями в стране, изменениями в отношении к зарубежной культуре, расширением культурных обменов и возрастанием роли иностранного языка в  современном  обществе. Кроме того, происшедшие в мире в последние годы социальные, политические и экономические изменения привели к масштабной миграции народов, их переселению, смешению и столкновению. В результате этих процессов все больше людей преодолевают культурные барьеры, которые раньше их разделяли. Они вынуждены знакомиться с чужими культурами, вливаться в них.

Эти изменения должны найти отражение и в системе образования. В период интеграции Беларуси в мировое сообщество, в условиях нарастания в мире этнических и религиозных конфликтов, усиления влияния глобальных проблем современного мира на все человечество перед педагогической наукой остро встала проблема воспитания глобально ориентированной личности. Одной из  составляющих данной личности является кросскультурная грамотность. Важную роль в формировании кросскультурной грамотности играет  воспитание интереса и уважения к культурам разных народов нашей планеты. Следствием этого является не только умение вести «диалог культур», но и формирование национального самосознания. Таким образом, обеспечивается соответствие международным стандартам образования и происходит адекватное и естественное развитие нации в условиях современного мира.

Сегодня учащиеся  входят в мир, живущий по новым реалиям, с новыми  экономическими отношениями  и духовными ценностями. Происходит утверждение новой мировоззренческой парадигмы, новой духовности, нового взгляда на мировое сообщество и на место  человека в нем. Под влиянием социальной трансформации общества, в процессе изменения его политической и экономической организации, бурного процесса взаимовлияния наций, накопления опыта межнационального общения идет процесс «узнавания» народами друг друга. Обществу будущего потребуются личности, умеющие мыслить и действовать глобально и творчески, способные налаживать международные контакты, сотрудничать, а не соперничать с партнерами, обладающие высоким уровнем социокультурной компетентности, с развитыми чувствами эмпатии, трансспекции, толерантности. Люди, умеющие позитивно разрешать конфликтные ситуации, владеющие высокой коммуникативной культурой. Все эти качества, несомненно, станут базой  для налаживания диалога культур.

Подтверждение этому является Доклад Международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития подчеркивается, что одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе, помочь им преобразовывать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с  одной стороны, человек осознал свои корни и, тем самым, мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.

Все вышесказанное требует  определения новых подходов к решению проблемы формирования кросскультурной компетентности учащихся, соотношения национальной самобытности и общечеловеческих ценностей в содержании современного школьного образования.

Идея кросскультурного воспитания видится в использовании научных и культурных достижений других народов в воспитательных целях, воспитание в духе дружбы, разумной терпимости и взаимопонимания людей разных национальностей, а наличие мультикультурного компонента в учебных  дисциплинах  позволяет  решать  двойную задачу: стимулировать интерес обучающихся к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир. В процессе конструирования знаний происходит понимание, изучение и определение знаний при помощи опыта  всех этнических и культурных групп.

Проблема формирования кросскультурных компетенций детей и подростков волнует сегодня многих ученых и педагогов-практиков. В современных условиях стать успешным и востребованным может только такой человек, который способен мыслить глобально, понимать себя и других, понимать культуру не только своего народа, но и других народов, культуру человечества в целом. Сегодняшняя система образования в Беларуси диктует необходимость формирования у детей и подростков, а также родительской общественности толерантности, равного позитивного отношения к родной культуре и культуре других народов, к субъектам различных культур на основе понимания и принятия ценностей иных культур, и традиций других народов.

Воспитание должно содействовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой – привить ему уважение к другим культурам.  Высокая кросскультурная компетентность выпускников школы  является залогом их успешного дальнейшего обучения и   профессиональной деятельности. Она важна для культурной и психологической адаптации, понимания этических, правовых и моральных норм.

Воспитание личности, обладающей вышеупомянутыми качествами, является одной из  задач нашего проекта.  

Цель проекта: подготовка выпускника учреждений общего среднего образования, умеющего позиционировать себя в современном мире, презентовать себя и свою страну, эффективно взаимодействовать с представителями разных культур, осознавать необходимость изучения культурных истоков представителей разных народов через формирование кросскультурных компетенций.

Задачи проекта:

1.Изучить и проанализировать состояние проблемы формирования кросскультурных компетенций учащихся учреждений общего среднего образования в педагогической теории и практике, нормативные правовые документы по проблеме. 

2. Создать условия для развития кросскультурных компетенций учащихся.

3.Формировать навыки коммуникативной культуры, этнической толерантности, кросскультурной грамотности учащихся. 

4. Разработать диагностический инструментарий в области кросскультурных компетенций субъектов образовательных отношений и обеспечить мониторинг процесса и результатов модели.

5. Разработать механизм внедрения модели формирования кросскультурных компетенций учащихся учреждений общего среднего образования.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.