Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса
Голосование
Оцените полноту и актуальность информации представленной на сайте
Всего 67 человек

Классному руководителю

Дата: 26 апреля 2017 в 11:26, Обновлено 15 января в 11:45

            ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу 2018/2019 учебный год

Методические рекомендации для начинающего классного руководителя

по организации воспитательной работы

с коллективом учащихся и родителей

                                        

Последовательные этапы

составляющие цикл работы классного руководителя.

  1. Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания.
  2. Планирование работы
  3. Реализация плана (выполнение работы)
  4. Анализ и оценка результатов работы.

  Общий вариант примерного плана воспитательной работы в качестве опоры для выработки индивидуального варианта планирования.

Раздел 1. Характеристика класса.

Главное значение этого раздела – отразить специфические особенности данного объединения, уровень воспитанности учащихся, его изменения за прошлое полугодие. Здесь должны быть подмечены наиболее существенные признаки:

  • стадия развития коллектива, преобладающие общие интересы или разобщенность групп;
  • моральный облик и авторитетность лидеров, способность действовать согласованно с воспитателем, в то же время, отражая интересы товарищей; количественное соотношение активной и пассивной части класса;
  • нравственные критерии и требования общественного мнения, сложившиеся положительные или отрицательные традиции, обычаи;
  • результаты учебного труда по итогам предыдущего года, их оценка с учетом возможностей учеников, выяснение того, чем обеспечены успехи и что мешает достижению лучших результатов;
  • микроклимат в классе, во взаимоотношениях учащихся; преобладает отзывчивость, гуманность или недоброжелательность, равнодушие к делам и проблемам друг друга, а порой и конкурирующее столкновение принципов;
  • социологический паспорт класса: полные, неполные семьи, многодетные, малообеспеченные.

Раздел 2. Воспитательные задачи.

Они должны логически вытекать из характеристики класса, охватывать несколько наиболее важных направлений в предстоящей работе, быть конкретными, реально осуществимыми.

Раздел 3. Формы и методы работы с классом.

Основное назначение этого раздела – показать, как будут осуществляться поставленные задачи, определить необходимую совокупность средств для дальнейшего развития коллектива, совершенствования его воспитательных функций, положительного изменения уровня воспитанности школьников в конкретных направлениях с помощью разнообразных бесед, диспутов, других видов деятельности.

Основные направления планирования работы с классным коллективом

  1. «ЗДОРОВЬЕ»
  • изучение физического и психического здоровья учащихся класса:
  • просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма;
  • организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники и т.д.)
  1. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»
  • на младшем и среднем этапе обучения – проведение практикумов по этикету; на старшем этапе обучения – организация классных часов по развитию у детей рефлексивных умений для будущего самоопределения и взаимодействия с другими в социуме.
  • использование игровых форм работы для изучения традиций мирового сообщества по организации взаимодействия и понимания сосуществования различных культурных и мировоззренческих установок.
  1. «НРАВСТВЕННОСТЬ»
  • проведение классных часов по проблемам нравственности на всех возрастных этапах;
  • введение в практику работы с классом часов саморазвития (изучение учащимися собственных волевых качеств, своих возможностей с элементами само коррекции);
  • изучение с учащимися традиций и обычаев народов  страны и родного края, традиций своей семья и школы.
  1. «ДОСУГ»
  • изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
  • стимуляция инициативы и достижений, учащихся во внеклассной деятельности;
  • участие в общешкольных делах.
  1. «СЕМЬЯ»
  • изучение семей своих учеников, положения детей в семье и условий их жизни;
  • регулярное проведение родительских собраний, темы которых планируются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, специфических проблем класса, задач школы.
  • Организация взаимного творчества детей и родителей.
  1. «ИНТЕЛЛЕКТ»
  • использование в работе по развитию интеллектуальных умений детей и их познавательного интереса активные формы воспитательной работы (конкурсы эрудитов, викторины, интеллектуальные игры, игры-путешествия, читательские конференции, защиту научных идей, интеллектуальный театр);
  • использовать в воспитательной работе диалогические формы обучения (учить высказывать свое мнение, доказывать и аргументировать его, выдвигать парадоксальные идеи и их отстаивать).

Совет: Составление плана лучше сделать в виде план-сетки на месяц, таким образом, вам удастся нагляднее разбросить дела по неделям. Индивидуальную работу с родителями и с учащимися определите на отдельный лист.

Современные формы классного часа

Форма

Краткое описание форм

Тематика

Агитбригада

форма политического и нравственного воспитания, обеспечивающая органическое соединение глубокого содержания с яркими художественно-выразительными, эмоциональными формами. Главное в выступлениях – это современность, меткость, острота исполняемых скетчей, куплетов, сценок, которые призывают молодежь не оставаться безразличной, а активно включаться в жизнь общества.

«За здоровый образ жизни»;

«Красота спасет мир»

Аукцион

интеллектуальный

игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности. Чтобы «купить» предлагаемый «товар» (книгу, репродукцию, диск и т.п.), надо предъявить «плату» в виде определенной порции знаний о предмете. Разыгрываемую «ценность» приобретает тот, кто сообщил необходимые сведения до третьего удара гонга.

«Детство человечества»;

«Отходы и доходы»

столом»

разговор, обмен мнениями:

  • обращение к конкретной проблеме;
  • коллективность обсуждения, свободный обмен мнениями;

· ограниченность числа участников такой беседы, как правило, одним коллективом группы.

«Я и моя будущая семья»;

«Секреты освоения профессией»

Беседа

Сократовская

развернутое рассмотрение множества вариантов решений при большом разнообразии условий с целью принятия единого решения по мировоззренческой проблеме. Сократовский метод состоит в предъявлении учащимся системы вопросов, последовательные ответы на которые приводят к истине. Проблемный вопрос «обрастает» большим числом мелких и частных вопросов, ведущих учащихся к общему ответу. Каждый участник сократовской беседы самостоятельно делает для себя выбор.

«Зачем человеку совесть»;

«Жизнь как деяние»

Брейн-ринг

это интеллектуальная игра, способствующая развитию познавательных способностей учащихся, логики мышления, популяризации среди молодежи знаний по разным отраслям науки и культуры. Правила проведения заимствованы из одноименной теле-игры, которая основана на принципе состязательности, сообразительности и быстроте реакции при ответах на различные вопросы.

«Интеллектуальный лабиринт»;

«Трудовое право и подросток»

Вахта памяти

серия мероприятий, направленных на воспитание патриотизма и уважительного отношения к героическим поступкам своих соотечественников: ветеранам Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам. В эти дни организуются встречи с ветеранами, конкурсы патриотических стихов и песен, коллективный просмотр и обсуждение кинофильма, читательская конференция, тематические конкурсы и викторины, военно-спортивные соревнования, игры. Завершается день музыкально-тематической композицией или праздничным концертом.

«Помним – значит, живем»;

«Равнение на героев Победы»;

«Их именами названы»

Вечер

одно из самых популярных и любимых учащимися мероприятий. Тематика вечеров разнообразна: одни из них могут быть приурочены к памятным датам и праздникам, другие - интересным фактам истории страны, различным проблемам общественно-политической жизни, литературе, искусству, природе. Инициативная творческая группа разрабатывает программу предстоящего вечера, продумывает сценарий, организовывает репетиции, готовит объявление-анонс и пригласительные билеты. Успех проведения вечера зависит от тематики, содержательной насыщенности и эмоциональной выразительности

«Возьмемся за руки, друзья!»;

«Моя любимая профессия»

Викторина

это занимательная игра, в процессе которой в определенной последовательности (логической, хронологической и др.) перед учащимися ставятся вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Различают исторические, литературные, музыкальные, научно-технические, морально-этические и смешанные викторины

«Классики литературы о смысле жизни»;

«Экология и мы»

Гостиная

(поэтическая,

музыкальная,

педагогическая…)

форма занятий, способствующая объединению людей для свободного общения по интересам. Требования: сбор гостей сопровождается музыкой (достаточно тихой, мелодичной, мягких ритмов). Выбираются ведущие (хозяева гостиной), которые руководят ходом гостиной. Начинается гостиная с представления гостей. Затем участники гостиной делятся своими воспоминаниями. Каждый гость несет в себе свое прошлое как историю своей личности. Тематика гостиной определяет и тему воспоминаний: в музыкальной гостиной вспоминают эпизоды своей жизни, связанные с музыкой; в поэтической – то, что определило сегодняшний интерес к поэзии; в спортивной – случаи, связанные со спортом. Выступления гостей сопровождаются обмениванием «дружескими сувенирами»: «Что я вам принес…». В соответствие с темой гостиной преподносятся «сувениры» в виде слайдов, фотографий или открыток, сообщений и советов на данную тему.

«В мире поэзии»;

«Есть целый мир в душе моей»;

«Что в имени тебе моем»;

« Я и спорт»

Дебаты

это воспитательное мероприятие в форме формального спора по определенным правилам, где команды, защищая разные позиции некоего спорного утверждения («ЗА» и «ПРОТИВ»), пытаются убедить третью сторону, судей, в том, что их позиция верна. Приводимые аргументы должны быть подкреплены доказательствами. Помимо критического мышления, дебаты развивают и исследовательские навыки.

«Отцы и дети»;

«Мы между прошлым и будущим»

«Дебаты

парламентские»

соревнование навыков аргументации, риторики и находчивости, которое напоминает дебаты в палате парламента. По 2 игрока из команд Правительства и Оппозиции рассматривают тему, предложенную в палате. На каждый раунд предлагают разные темы. Дебатами руководит спикер палаты, который выполняет функцию судьи во время раунда. Премьер-министр объявляет тему, представляет ключевые слова, задает тон игре и определяет направление, в котором будет проходить игра. Основа парламентских дебатов – это умение быстро и логично мыслить и высказывать свои мысли.

«Общественный порядок и свобода личности»;

«Закон и порядок»

День гения

данная форма воспитательной работы содействует расширению представления молодых людей о неисчерпаемых возможностях человека, их максимальном уровне развития у отдельных людей. Цель проведения Дня гения – познакомить учащихся с великими, гениальными, выдающимися людьми разных времен и народов, помочь понять им, что гениальность – это не только исключительные способности к какому-то виду деятельности, но и огромное терпение, целеустремленность, неустанный труд. День гения сочетает в себе комплекс ярких, содержательных мероприятий как познавательного, так и ценностно-ориентировочного плана, проводимых в течение всего дня и посвященных кому-нибудь из великих людей (подготовка соответствующих стендов, стенгазет, выставок; проведение устного журнала, тематического вечера, викторины, заседания, литературной (музыкальной) гостиной)

«Великолепная семерка»;

«Великие мира»;

«Сорок пять минут с «Великим»;

«Человек и его судьба»;

«Дискуссионные качели»

воспитательное мероприятие в форме ритмичного чередования суждений по предложенной теме: как на качелях два партнера обеспечивают взлет вверх за счет поочередных толчков – «бросков» своей мысли. Группы (или два человека) располагаются друг против друга. При произнесении ведущим вопроса «качели» начинают раскачиваться… Возможна «перекличка» афоризмов, отстаивающих 2 разных точки зрения обсуждаемой проблемы.

«Творцы и потребители»;

«Женственность и мужественность»

Заочное путешествие

проводится с целью более глубокого ознакомления молодежи с экономикой, наукой, культурой как своей, так и других стран. Основные задачи «путешествия»: расширить кругозор воспитанников; пополнить багаж знаний; стимулировать познавательную активность. Для организации заочного путешествия создается штаб из представителей учащихся и педагогов, который разрабатывает маршрут «путешествия», его «привалы», подбирает и рекомендует литературу для прочтения, определяет задания творческим группам коллектива и отдельным учащимся. В ходе подготовки учащиеся знакомятся с периодической печатью и рекомендованной литературой, встречаются со специалистами, посещают памятные места, предприятия, учреждения, культурные центры, готовят сообщения и наглядный материал.

«Всякое дело человеком ставится, человеком и славится»;

«Космическая экспедиция»

Защита проекта

форма групповой деятельности, участники которой представляют и защищают подготовленный ими фантастический перспективный проект – прогноз о будущем какого-либо современного явления. Разработка проекта и его защита дает возможность выявить познавательные интересы, знания, мечты учащихся, развивать воображение, интерес к поисковой деятельности. Подготовка «Защиты проекта» включает:

  • определение темы проекта;
  • формирование нескольких групп по разработке проектов;
  • оформление проектов каждой группы;
  • подготовка соответствующих докладов;
  • распределение ролей среди членов группы на «защите» проекта (мечтатель-докладчик, критик-оппонент, союзник, пропагандист, финансист и др.);
  • выбор ведущего игры.

Сама процедура «защиты» проектов может быть как коллективной, так и индивидуальной. Проекты могут быть представлены в виде моделей, схем, чертежей, рисунков. В ходе защиты задаются вопросы учащимся, происходит обмен мнениями о достоинствах и недостатках рассматриваемого проекта. Окончательную оценку всем проектам дает жюри на основе разработанных критериев и по номинациям

«Мы и наша специальность»;

«Город будущего»;

«Проект моего будущего: когда мне будет 18…»

Исторический

экскурс

это ролевое игровое воспроизведение эпизода из прошлого, главная цель которого – извлечь урок на будущее для собственной жизни. Эпизодом для анализа избирается то, что сообщает история, повествуя о наиважнейших для человечества событиях, факты о выдающейся личности, также то, что произошло вчера (это уже прошлое) с кем-то из знакомых. Спектр исторического выбора здесь максимальный. Фабула игры задается содержанием свершившегося. Смысл состоит не только в воспроизведении исторического эпизода, но и в реакциях свидетелей, наблюдателей, современников, оказавшихся рядом с событием. Поэтому участникам раздаются роли, чтобы можно было представить, как по-разному вели себя персонажи исторического события.

«Есть в Беларуси уголок…»;

«Путешествие в историю: у стен Брестской крепости»;

Конференция

одна из сложных форм воспитательной работы, включающая рассмотрение общественно-политических проблем. Главное требование к организации конференции – это отражение в ее содержании наиболее актуальных проблем современности. Работа по подготовке конференции предусматривает несколько этапов:

1. Определение темы конференции. Составление программы конференции, определение тематики докладов.

 2. Подготовка рефератов, выбор докладчиков.

 3. Заслушивание 3-4 докладов.

4. Обсуждение прослушанных докладов, подведение итогов.

«Защита прав человека – двигатель общественного прогресса»;

«Государственная символика Республики Беларусь»

Лекция-рассуждение

форма ценностно-поисковой деятельности учащихся, направленная на развитие библиографических навыков работы с различными источниками, интеллектуальных и аналитических способностей (анализировать материал, составлять план выступлений, грамотно, четко выражать свои мысли с использованием фактов, примеров), навыков самоорганизации (контролировать себя во время выступления, умело распределять время выступления, быть внимательным к аудитории). Содержание выступления должно отражать не только сугубо теоретический материал, но и включать элементы рассуждения по заданной теме (т.е. несколько взглядов на проблему).

«Толерантность белорусского народа»;

«Искусство быть собой»

Открытая

кафедра

форма воспитательной работы с учащимися по развитию их социальной и гражданской позиции. Участники мысленно представляют, что перед ними стоит кафедра, с которой можно сказать свое слово всему миру, высказать свое мнение о сущности современных социальных, политических, экономических событий. При этом воспитанник может выбрать для себя любую роль: президента, депутата, директора учебного заведения, предприятия, так же как и выступать от своего имени.

«Человек и проблемы войны и мира»;

«Бизнес и политика»

Открытый

микрофон

форма публицистической деятельности молодежи. Учащиеся выступают перед своим коллективом с каким-либо вопросом, имеющим отношение к организации жизни в учебном заведении, касающимся социальных преобразований или затрагивающим взаимоотношения в коллективе. Микрофон «открыт» для каждого: и для учащихся группы, и для педагогов, и для административных и технических работников училища, и для родителей.

«Лестница на вершину»;

«Моя профессия нужна людям»

Презентация мира

форма духовно-нравственной деятельности, в которой раскрывается предметное восприятие реальности. В результате организуемой деятельности учащимся предъявляется какой-либо предмет для описания его роли в жизни человека. Презентация объекта – это всестороннее рассмотрение явления с позиции жизненно-ценностной, обнаружение за предметной реальностью отношенческого мира. Избирается любой предмет из окружающей учащихся действительности (например, на драпированном столике – очки, на демонстрационном кубе – кусочек мела и др.), задается вопрос о его роли в жизни человека, о личном отношении к данному предмету. Предметом презентации может стать явление, событие, факт, процесс.

«Мои ценности»;

«Любовь стара как мироздание»;

«Патриотизм: истинный и мнимый»

Публичная

лекция

лекция научного или философского плана с морально-этической или психологической тематикой перед свободной аудиторией учебного заведения: учащимися разных курсов, преподавателей, родителей. Жестко ограниченное время проведения лекции – 15-20 минут, не более, - позволяет проводить ее во время большого перерыва. Особенностями данного мероприятия являются увлекательность логического развертывания положений, доказательность суждений, лаконичность формулировок, наличие 2-3 ярких необычных примеров к тезисам лекции, а также эстетическое оформление, влияющее на состояние и настроение слушателей.

«Человек и деньги», «Жизнь и смерть»;

«Профессия и социальный статус личности»

Разброс мнений

это оперативная и гибкая форма организации группового дела с целью выявления общественного мнения и содержащая организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой-либо проблеме или теме. Методическим ключом служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Начальная фраза дает направление мысли, помогает учащемуся в первый момент беседы начать разговор и определяет ракурс взгляда на поставленный вопрос. Недописанные фразы могут быть следующего характера: «Мне кажется, что в этом вопросе главным является…», «Моя точка зрения заключается в…» и т.д.

«Мои жизненные планы»;

«Что несет нам Интернет?»;

«Армия – школа жизни?»

Ролевая игра

«Суд над…»

это вид имитационной игры, которая проводится в форме «судебного процесса» над негативными явлениями жизни современного общества (равнодушие, наркомания, хулиганство и т.д.), человеческими пороками (лень, жадность, цинизм), безнравственными поступками (предательство, воровство)

«Суд над сигаретой»;

«Обвиняются наркотики»

Ток-шоу

дискуссия с возможно большим числом участников. Смысл проведения ток-шоу не сводится к выработке единой точки зрения на обсуждаемую проблему. Его назначение – включить молодых людей в ситуацию нравственного выбора путем соотнесения своих ценностных установок с суждениями одногруппников, с общепринятыми нравственными требованиями. При подготовке важно определить способ постановки проблемы: рассказ человека в маске, «история маски»; демонстрация фрагмента кино- или видеофильма; прочтение ситуации из книги, журнальной или газетной статьи; инсценировка ситуации

«Я – профессионал»;

«Семь – Я»;

«Жизненные ценности»;

«Бизнес и мораль»

Турниры

форма познавательной деятельности учащихся. Это творческое состязание нескольких команд-участников (обычно по 5 человек), в котором команды по очереди «атакуют» и «обороняются», задают вопросы «противнику» и коллективно готовят ответы на вопросы соперников по игре. Турниры бывают однопрофильные или комплексные, когда туры состязаний посвящены различной тематике. Количество туров в игре определяется количеством команд-участниц. После завершения турнира каждая команда подводит итоги тура, за проведение которого она была ответственной. Победителем турнира становится команда, набравшая наибольшее суммарное количество баллов.

«Твои гражданские права и обязанности»;

«Фейерверк профессий»;

«Турнир знатоков природы»

Турнир

ораторов

Форма познавательной деятельности учащихся, направленная на развитие ораторских способностей учащихся. В ходе турнира выдвигаются параметры состязания: логика выступления, художественность речи, общение с публикой, пластическая выразительность, этичность, умение демонстрировать наглядный материал и др. Жюри намечает темы для выступлений ораторов-конкурсантов: общую – для первого тура; несколько – для жеребьевки во втором туре; несколько – для свободного выбора во время заключительного тура. Выступление ораторов регламентировано и организуется по формуле «тезис – аргумент – иллюстрация».

«Нет уз святее товарищества»;

«Современная молодежь: какая она?»

Уроки замечательной личности

воспитательное мероприятие по материалам художественного наследия, биографии и жизнеописания великих людей – писателей, композиторов, художников, ученых, путешественников, философов, героев войны и труда. При проведении используются различные методические приемы: рассказ педагога и учащихся, комментированное чтение, размышления по изречениям, эстафета мнений и др.

«Сустрэча з Маркам Шагалам»;

«Наш вечны сучаснiк – Я.Колас»

Устный журнал

своеобразная форма работы, которая позволяет ярко, эмоционально донести до воспитанников важную информацию из области политики, науки, техники, литературы, искусства; проводится устный журнал самими учащимися. Часть журнала, который освещает один вопрос, условно называют «страничка» журнала. Общий его объем 3-5 «страниц». Устный журнал может иметь тематический или обзорный характер.

«Религиозные течения и секты в Беларуси»;

«Что такое гражданство»

«Философский стол»

одна из наиболее сложных форм воспитательной работы с учащимися по вопросам мировоззренческого характера, требующая как минимум серьезной философской подготовки педагога по обсуждаемой проблеме. Перед участниками «философского стола» ставится вопрос, ответ на который они ищут в философской литературе. В качестве одного из условий беседы выдвигается опора на конкретные житейские наблюдения и факты. Искусство педагога проявляется в том, чтобы своевременно связать суждения воспитанников, поддержать их смелую мысль, заметить тех, кто не обрел еще решимости сказать свое слово. Главная цель проведения «философского стола» в стимулировании стремления учащихся самостоятельно анализировать, размышлять и искать ответы на глобальные вопросы.

«Что нужно для полного счастья?»;

«Труд и творчество»;

«Свобода – это»

Эстафета мнений

Ценностно-ориентационная форма деятельности, заключающаяся в поочередном высказывании мнений учащихся по определенной тематике. Суть состоит в том, что один или группа учащихся начинает эстафету, остальные ее продолжают, все более углубляясь и детализируя предложенную тему.

«Бесконфликтное поведение…»; «Что значит уметь работать?»


Методические рекомендации

по использованию диагностики в работе классного руководителя.

       Диагностика в работе классного руководителя  - психолого-педагогическое изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом. С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения или воспитания, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса.

Методы диагностики:

  • Наблюдение – дает возможность видеть ученика в естественных условиях;
  • Анкетирование и другие методы опроса (тест) – дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников.
  • Беседа – наиболее естественный метод изучения школьника, но многие учителя, особенно начинающие не всегда умеют ее проводить.
  • Анализ документов – дает представление о личностных особенностях ученика(библиотечный формуляр, медицинская карта, творческие работы учеников).

Варианты диагностики, предлагаемые для проведения в классном коллективе.

                Социометрический  выбор.

Основоположником метода социометрических измерений стал американский ученый Д. Морено.

   Этот метод помогал проникать в сложные переплетения взаимоотношений одноклассников, выявлять разные микро группы, их нравственные ориентации, неформальных лидеров, а также позицию каждого подростка в межличностных слоях содружества сверстников.

Метод прост. Предлагается всем самостоятельно ответить на несколько вопросов:

  1. Кого из одноклассников ты пригласил бы на свой день рождения, а кого бы обязательно лишил такого избрания?
  2. К кому из товарищей ты бы обратился за помощью при серьезных жизненных затруднениях?
  3. Если бы тебя перевели в другую школу, кого бы ты взял с собой?
  4. С кем бы ты больше всего хотел укрепить свои дружеские отношения?
  5. Кто из ровесников в классе не хочет с тобой общаться, дружить?

При анализе полученных ответов учитывается приходящееся на каждого количество положительных и отрицательных выборов. Наглядно обнаруживаются наиболее популярные, уважаемые, надежные и отзывчивые, а также отвергаемые, изгои, находящиеся в атмосфере равнодушия. От позиции каждого зависит самочувствие, тонус жизни.

Неоконченные предложения из теста (Ж.Нюттен – А.Б. Орлов)

Цель: выявить, как ученики воспринимают школу, учителя, себя в новых условиях – школе.

  1. Я думаю что хороший ученик - это тот, кто ….
  2. Я думаю что плохой ученик  - это тот, кто ….
  3. Больше всего  я люблю, когда учитель…
  4. Больше всего я не люблю, когда учитель……
  5. Больше всего мне нравится школа за то, что……
  6. Я не люблю школу за то, что…..
  7. Мне радостно, когда  в школе…
  8. Я боюсь, когда в школе…..
  9. Я хотел бы, чтобы в школе……..
  10.  Я не хотел бы, чтобы в школе……
  11.  Когда я был маленьким, думал что в школе……
  12.  Если я не внимателен на уроке, я……..
  13.  Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я ……
  14.  Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я……
  15.  Я всегда могу проверить правильно ли я …..
  16.  Я никогда не могу определить, правильно ли я……
  17. Если мне что-нибудь нужно запомнить, я ….
  18.  Мне всегда  интересно, когда на уроке…..
  19. Мне всегда не интересно, когда на уроках…..
  20.  Я лучше понимаю, когда на уроке……

Методика определения содержания внеурочной работы с учениками.

Цель: выявить круг вопросов, которые интересуют учеников, определить тематику бесед со школьниками.

    Я хотел бы обсудить в класее такие вопросы (отметить занком*):

  • Что и почему происходит в нашей стране?
  • Для чего рождаются и живут люди?
  • Нужно ли ходить в церковь?
  • Как выбрать и получить профессию?
  • Как лучше учиться и получить образование?
  • Как узнать себя и развивать свои способности?
  • Как дружить с товарищами?
  • Как находить взаимопонимание со взрослыми?
  • Что такое любовь и как быть счастливым в любви?
  • Как понимать серьезную музыку, живопись, театр?
  • Есть ли жизнь после смерти, НЛО и другие необъяснимые вещи?
  • Другие вопросы (напиши какие) ……………………………..


Информационный  час

Главное назначение информационного часа – усиление идейной направленности воспитательной работы с учащимися.

Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.

Обзорный информационный час – это краткое обозрение основных политических, экономиче-ских, культурных и спортивных событий, происшедших за определенный отрезок времени ( чаще всего за неделю ) в республике и за рубежом. Для такого информационного часа отбираются наи-более актуальные вопросы и события общественной жизни. При обсуждении на первый план ста-вятся явления и факты общественно-политической жизни республики, а также наиболее сущест-венные события в других странах. В обзор могут включаться материалы о молодежном движении, о главных событиях в области науки, техники, культуры и спорта. Однако следует учитывать, что общее количество вопросов должно быть небольшим ( 2-4 вопроса ).

При проведении обзорного часа, охватывающий широкий круг вопросов, можно создать постоян-ные рубрики, позволяющие осуществить более целенаправленную подготовку к ним.

Например:

       1. «По республике моей любимой», «Страницы истории Родины», «События, люди, идеи».           

       2. «Наука вчера, сегодня, завтра».

       3. «Реальность сегодняшнего мира», «Проблемы развития национальных отношений»

       4. «Молодежь и современность».

       5. «По страницам культурной жизни страны».

Важно, чтобы содержание часа не только освещало тот или иной факт или событие, но и пробуждало интерес, потребность прочитать о нем в книге, журнале, газете.

Одним из вопросов обзорного информационного часа в старших классах может быть еженедель-ная пятиминутка – «Самое интересное в «Чырвонай змене», « Знамя юности» и др.

Кроме обзоров газетных материалов, можно проводить обзоры по материалам журналов.

Тематический информационный час посвящается отдельной политической проблеме, обычно наиболее актуальной и злободневной в международной жизни. Определение темы – важный эле-мент методики подготовки информационного часа. Заблаговременная продуманность тематики позволяет решить еще один важный в воспитательном плане момент – обеспечить возможность для постановки проблемных вопросов в ходе обсуждения каждой темы, а, следовательно, создать условия для коллективного поиска ответов на них, активного обмена мнениями.

В воспитании политической культуры учащихся важно разумное сочетание обзорных и темати-ческих информационных часов: обзорные дают возможность держать воспитанников в курсе собы-тий сегодняшнего дня, тематические – способствуют более глубокому изучению той или иной проблемы.

Информационный час проводится 1 раз в неделю.  Обзорные часы могут по времени длиться     20-25 минут, тематические – до 45 минут.  

Основными формами работы во время информационного часа могут стать:

- газетные сообщения,

- пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов,

- работа со словарем и справочной литературой,

- комментированное чтение газетных и журнальных материалов,

- формулирование проблемных вопросов и ответов на них,

- просмотр и обсуждение материалов.

Основными формами проведения информационных часов могут быть:

- викторина,

- информационный ринг,

- конкурсы рисунков, плакатов

-пресс-конференция, дискуссии,

- праздники газет и журналов.

- рекламная акция.             

    


ПАМЯТКА ДЛЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ.

 1.Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.

3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

4.Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

5.Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.

6.Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

7.Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.


8.Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

9.Удерживайтесь от излишних замечаний.

10.При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.


 >>  План-дневник классного руководителя  <<

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.