Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем учителя!
Голосование
Оцените полноту и актуальность информации представленной на сайте
Всего 410 человек

Положение о школьной службе медиации

Дата: 23 апреля 2020 в 13:22, Обновлено 23 сентября 2020 в 15:23

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьной службе медиации

и разрешения конфликтов

1. Общие положения.

1.1. Правовой основой настоящего Положения и Школьной службы медиации и разрешения конфликтов являются Кодекс Республики Беларусь об образовании и Закон Республики Беларусь о медиации.

1.2. Настоящее Положение определяет основы деятельности Школьной службы медиации и разрешения конфликтов, как приоритетного способа урегулирования конфликтов и споров, возникших у участников образовательных отношений между собой и с иными лицами, в том числе при противоправном поведении обучающихся, как участников образовательных отношений, в государственном учреждении образования «Узовская средняя школа Буда-Кошелёвского района» (далее - Учреждение). 1.3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия: Конфликт (спор) — сложившаяся ситуация, в которой одна из двух и более участников образовательных отношений стремится занять либо отстоять свою позицию, вызывающую разногласия либо не совместимую или противоположную по отношению к правам и интересам другой стороны (других сторон). Школьной службы медиации и разрешения конфликтов (далее — Служба) — коллегиальный орган, рассматривающий конфликты (споры) на основании поступившей и полученной информации, применяющий медиативные технологии, программы урегулирования конфликтов (споров) и практики восстановительной медиации. При необходимости Служба может воспользоваться услугами профессионального медиатора учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право» (далее – Центр), учредителем которого является общественное объединение «Белорусский республиканский союз юристов»

2. Цели, задачи и принципы деятельности Службы.

2.1. Цели Службы: 2 гармонизация межличностных отношений между участниками образовательных отношений в Учреждении; формирование коммуникативных навыков, привитие участникам образовательных отношений цивилизованных мирных форм урегулирования конфликтов и разрешения споров в Учреждении и за пределами Учреждения; профориентация обучающихся, принимающих участие в деятельности Службы, а также в урегулирования конфликтов и разрешения споров в качестве стороны спора (конфликта).

2.2. Задачи Службы: оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в урегулирования конфликтов и разрешения споров; проведение программ восстановительного разрешения конфликтов для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций; обучение участников образовательных отношений цивилизованным формам урегулирования конфликтов и разрешения споров и осознание ответственности; организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательных отношений о миссии, принципах программ урегулирования конфликтов и разрешения споров.

2.3. Принципы деятельности Службы: принцип добровольности, который заключается в добровольном участии спорящих (конфликтующих) сторон при урегулировании различных конфликтов (споров), исполнения решений и рекомендаций Службы; принцип конфиденциальности, который заключается в неразглашении Службой и конфликтующими сторонами информации, ставшей известной в процессе урегулирования конфликта, за исключением информации, с распространением которой согласились участники конфликта (спора), а также информации о готовящемся преступлении; принцип нейтральности, который заключается в беспристрастном рассмотрении Службой конфликта (спора), в процессе которого не высказываются оценочные суждения о характере и сложности самого конфликта (спора), его участниках, об их действиях (бездействии), не определяются их виновность или невиновность, а оказывается содействие в самостоятельном поиске способа урегулирования конфликта (спора) и выхода из него.

 3. Порядок формирования Службы

3.1. Служба состоит из куратора, обучающихся Учреждения как правило 7-9 классов (участники Службы), педагога-психолога Учреждения, обученных из числа преподавателей Учреждения или  привлеченных медиаторов. В состав Службы могут быть допущены иные участники образовательных отношений, изъявивших желание участвовать в работе Службы и прошедших специальное медиативное обучение.

3.2. Куратором Службы может быть педагогический работник Учреждения, прошедший специальное медиативное обучение и изъявивший желание выполнять обязанности куратора Службы.

3.3. Медиатором может быть физическое лицо, прошедшее специальную медиативную подготовку и имеющее Свидетельство медиатора, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь.

3.4. Куратор Службы любым доступным способом (объявление на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах, информация на стендах, на официальном сайте Учреждения и других ресурсах) информирует о наборе в группу по подготовке обучающихся, как правило, VIII-X классов Учреждения и других участников образовательных отношений по направлению «Школьная медиация (восстановительные технологии в образовательной среде)». Куратор Службы совместно с медиатором проводит по указанному направлению обучение в объеме не менее 30 академических часов, по графику согласно учебному плану. Куратор Службы определяет 9 человек из числа успешно завершивших обучение и изъявивших желание участвовать в работе Службы в течение текущего и следующего учебного года. Если количество успешно завершивших обучение и изъявивших желание участвовать в работе Службы будет менее 9 человек, то Служба формируется из имеющегося количества. Если количество успешно завершивших обучение и изъявивших желание участвовать в работе Службы будет более 9 человек, то не вошедшие в Службу включаются отдельным приказом директора Учреждения в резерв.

3.5. Директор Учреждения издает приказ о формировании Службы, которая будет работать на протяжении следующего учебного года. В случае выбытия кого-либо из числа участников Службы по разным причинам (окончание Учреждения, переезд в другую местность, личное желание и прочие), на освободившееся место директором Учреждения утверждается любой участник, выбранный куратором Службы. Преимущество отдается тем, кто находится в резерве.

3.6. Приказ о формировании Службы размещается на специальном информационном стенде Службы и в иных коммуникативных средствах для ознакомления.

4 4. Порядок работы Службы.

4.1. Информация о конфликте (споре) поступает в Службу от любого участника образовательных отношений любым доступным способом (личное обращение к любому участнику Службы, письменное заявление в свободной форме посредством подачи через специально установленный в Учреждении «Ящик SOS», посредством подачи через специально созданный ящик электронной почты Службы и другие способы).

4.2. С момента поступления информации, указанной в пункте 4.1. настоящего Положения, Служба в течение одного дня проводит предварительное обсуждение данной информации между участниками Службы и медиатором (посредством телефонных переговоров, переписки по электронной почте и другие.

4.3. Если по результатам предварительного обсуждения Служба принимает решение о применении программы урегулирования конфликта (спора) по конкретному случаю (конкретной ситуации), то данное решение оформляется куратором Службы в виде протокола с предложением сторонам конфликта (спора) принять участие в программе урегулирования конфликта (спора). Копия протокола направляется любым доступным способом сторонам конфликта (спора).

4.4. После получения Службой согласия от каждой из сторон конфликта (спора) на участие в программе разрешения конфликта (спора) Служба в кратчайшие сроки любым доступным способом сообщает сторонам конфликта (спора) время и место предварительной индивидуальной встречи. Если участником конфликта (спора) является несовершеннолетний, то требуется также согласие одного из родителей (законных представителей). 4.5. На предварительной индивидуальной встрече Служба знакомит каждую из сторон конфликта (спора) с правами и обязанностями в процессе применения программы урегулирования конфликта (спора), выясняет пожелания, предложения, опасения и другую дополнительную информацию, а также выясняет готовность сторон конфликта (спора) участвовать в совместной встрече.

4.6. При отсутствии готовности сторон конфликта (спора) участвовать в совместной встрече программа урегулирования конфликта (спора), включает в себя дополнительные индивидуальные встречи (беседы) с одной или несколькими сторонами конфликта (спора).

4.7. Во время совместной встречи Служба содействует сторонам конфликта (спора) в самостоятельном поиске способа урегулирования конфликта (спора) и выхода из него, в формировании решения, основанного на поиске общего интереса, на договоренностях, 5 отражающих интересы и потребности сторон конфликта (спора). Служба создает условия, при которых за сторонами конфликта (спора) сохраняется право и возможности влияния на процесс выработки и принятия решения по конфликту (спору), а также на содержание этого решения.

4.8. Выработанное сторонами решение оформляется Службой в письменной форме (медиативное соглашение, примирительный договор), если сами стороны не решили ограничиться устными договоренностями. В письменном решении могут иметь место, в частности, следующие примерные результаты применения программы разрешения конфликта (спора): восстановление миропорядка, существовавшего до конфликтного (спорного) события, в том числе путем взаимных или односторонних извинений, уступок, деятельного раскаяния; осознание и принятие участниками конфликта (спора) результатов анализа причин и мотивов, которые стали побудительным импульсом для поступка (действия), спровоцировавшего конфликт (спор), с целью их не повторения и предупреждения; приобретение участниками конфликта (спора) опыта содействия примирению, публичного обмена мнениями, впечатлениями, межличностной коммуникации, ведения дискуссии и других навыков, способствующих в последующих ситуациях выходу без конфликта (спора).

4.9. Стороны несут самостоятельную ответственность за выполнение взятых на себя обязательств, зафиксированных в решении. При возникновении проблем в выполнении обязательств, Служба может выступить инициатором индивидуальных или совместных встреч для оказания помощи сторонам в преодолении указанных проблем. Результатом данных встреч может стать достижение сторонами нового решения.

4.10. Служба по просьбе администрации Учреждения может участвовать в проведении просветительных и иных мероприятий с участниками образовательных отношений, направленных на профилактику конфликтных ситуаций, на повышение уровня толерантности, профессиональную ориентацию и достижение других целей и задач в соответствии с настоящим Положением.

5. Организация работы Службы.

5.1. Служба обеспечивается в Школе помещениями и иными возможностями и условиями для индивидуальных и совместных встреч, обсуждения, бесед, а также организационными и техническими 6 средствами (бумагой, средствами аудио-, видео- записи, множительной и иной оргтехникой).

5.2. Протоколы, обращения, письма, стенограммы и другие документы Службы хранятся в отдельном сейфе (закрытом шкафу), расположенном в кабинете педагога-психолога Учреждения. Ключи от сейфа (шкафа) должны быть только у одного участника Службы, уполномоченного куратором Службы на следующий день после издания приказа директора Учреждения о формировании Службы (далее - уполномоченный участник Службы).

5.3. Уполномоченный участник Службы ведет делопроизводство в соответствии с правилами коллегиального органа, которые предполагают комплектование каждого вида документов в отдельной папке и в хронологии, ведение журналов входящей и исходящей документации, ведение журнала устных обращений.

5.4. Расходы на приобретение товаров на организационное и документационное обеспечение деятельности Службы возмещаются из средств Попечительского совета Учреждения в размере, определяемом Попечительским советом Учреждения самостоятельно на каждый год.

5.5. Документы от уполномоченного участника Службы прежнего состава к уполномоченному участнику Службы нового состава передаются посредством передачи ключей от сейфа по Акту приема передачи, который также хранится в этом сейфе.

6. Отчет Службы примирения

6.1. Куратор Службы в конце  каждого учебного года составляет и предоставляет Директору и Педсовету Учреждения Отчет Службы об общих результатах работы Службы за год. Указанный Отчет размещается на сайте Учреждения в специально созданном для Службы блоге.

6.2. Отчет Службы представляет собой статистические сведения о количестве: поступивших в Службу обращений (информации), рассмотренных Службой обращений (информации), принятых письменных решений (заключенных медиативных соглашений, примирительных договоров), не принятых письменных решений, заключенных, но невыполненных письменных решений вследствие чего состоялась инициатива Службы в оказании помощи сторонам в преодолении проблем невыполнения. На усмотрение куратора Службы в Отчет могут входить краткие описания примеров обращений (информации) с изменением персональных 7 данных, а именно фамилии, имени и отчества обратившихся, а также описания согласованных сторонами решений по ним.

7. Внесение изменений в настоящее Положение

7.1. Любой участник образовательных отношений вправе направить на имя куратора Службы свои предложения о внесении изменений в настоящее Положение.

7.2. Куратор Службы в течение пяти календарных дней с момента получения предложений о внесении изменений в настоящее Положение обязан вынести их на обсуждение Службы.

7.3. По результатам обсуждения Служба формирует проект о внесении изменений в настоящее Положение, либо направляет участнику образовательных отношений мотивированный отказ во внесении изменений в настоящее Положение.

7.4. Мотивированный отказ может быть обжалован участником образовательных отношений директору Учреждения.

7.5. Решение директора Учреждения по результатам рассмотрения жалобы подлежит обжалованию, путем обращения в Педсовет Учреждения, решение которых, является окончательным и обжалованию не подлежит.

7.6. Проект о внесении изменений в настоящее Положение выносится на обсуждение уполномоченных органов участников образовательных отношений, утвердивших настоящее Положение, для рассмотрения и утверждения проекта о внесении изменений. Решение об утверждении изменений принимается простым большинством голов.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.