Новости проекта
Улучшайте результаты обучения, используя популярные функции электронного дневника!
Голосование
Оцените полноту и актуальность информации представленной на сайте
Всего 333 человека

Что такое медиация

Дата: 23 апреля 2020 в 13:38, Обновлено 23 сентября 2020 в 15:29

Медиация – это альтернативная форма разрешения конфликта или спора в присутствии третьего независимого и нейтрального человека. 

Медиатор – это посредник, который создает условия для диалога между участниками конфликта, помогает им провести переговоры и принять решение, которое может стать выходом из сложившейся ситуации. 

Школьная медиация решает ряд важнейших проблем, связанных с учебно-воспитательным процессом школы:

  • обучение позитивной коммуникации, уважительного отношения друг к другу в детско-взрослых отношениях, конструктивному поведению в конфликте;
  • разрешение конфликта, сохраняя межличностные и деловые  отношения;
  • профилактика и психокоррекции насилия и школьного буллинга;
  • предупреждение школьных конфликтов, правонарушений и ситуации острого противостояния;
  • воспитание умений вести диалог и выходить из конфликтных ситуаций без «потерь», отстаивать свои интересы и принимать другого человека, уважая его право на защиту собственных интересов.

Школьная служба медиации – это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из педагогов, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.   

Цель деятельности Школьной службы медиации. Развитие практики миротворчества и медиации, пропаганда ценностей конструктивного поведения в конфликтных и спорных ситуациях, формирование культуры ненасилия и способности к взаимопониманию среди участников школьного сообщества.

Задачи деятельности ШПМ:

1. Обучение заинтересованных школьников и педагогов медиации, медиативного подхода, восстановительной коммуникации и другим типам восстановительных программ.

2. Оказание помощи школе и родителям в разрешении конфликтов и ситуаций правонарушений со стороны несовершеннолетних на основе принципов медиативного подхода.

3. Просвещение и проведение информационных мероприятий для учителей, учеников, администрации и родителей с целью донесения ценностей примирительного подхода в разрешении школьных конфликтов.

4. Снижение количества административного реагирования на правонарушения. 

Принципы медиации:

  • добровольность участия сторон в процедуре медиации;
  • равноправие сторон конфликта;
  • конфиденциальность;
  • независимость и беспристрастность медиатора;
  • сотрудничество и конструктивный характер медиации.

Выгоды медиации:

  • Ранняя оценка ведет к раннему разрешению конфликта.
  • В медиации нет виновных или проигравших спор.
  • Медиация не предполагает навязанных кем-либо решений.
  • Медиация способствует развитию коммуникативных навыков.
  • Медиация направлена не на разрыв отношений, а на их сохранение и развитие.

Основные признаки медиации:

  • присутствие медиатора, выполняющего функции по­средника;
  • присутствие всех сторон, участвующих в конфликте;
  • полномочия принятия решения не передаются третьим лицам;
  • принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию;
  • осознание необходимости изменения поведения, чтобы подобное не повторилось в будущем.

  Кто может быть стороной в медиации:

  •    учащиеся
  •    педагоги
  •    родители 
  •    администрация
  •    сотрудники школы

  Структура ШПМ:

  •   Команда кураторов службы (один или 3-4 человека из числа       представителей педагогического коллектива: заместитель   директора по воспитательной работе, социальный педагог или   психолог, а также представители родительского комитета).
  •  Медиаторы (10-15 человек из числа учащихся школы разного   возраста, 2-3 человека из числа педагогов и родителей).
  •  Группа поддержки (из числа родителей, педагогов и учащихся).

Алгоритм создания ШПМ:

  • Обучение педагогов, родителей и школьников технологии медиации.
  • Развитие конфликтологической компетентности педагогов, родителей и школьников.
  • Разработка и принятие положения о службе.
  • Отбор школьников в службу примирения.
  • Определение категории дел, с которыми работает служба.
  • Определение и согласование с администрацией организационной схемы направления дел в службу примирения и медиации.
  • Создание команды школьников-медиаторов службы примирения.

Важность участия учащихся в службе медиации:

  1. Это дает возможность улучшать взаимодействие и понимание в ситуациях, где взрослым трудно достучаться до участников конфликта.
  2. Подросткам проще получить доверие сверстников.
  3. Для самих школьников-медиаторов работа в школьных службах примирения помогает им развивать коммуникативные навыки, способности ведения переговоров, поиска решений, управления эмоциями, ассертивного (уверенного) поведения и другие.
  4. Подростки-медиаторы легче и быстрее формируют готовность к профессиональному выбору. 

Что может дать медиация школьникам:

  1. Школьники принимают более активное участие в разрешении проблем, возникающих в школьной среде.
  2. Школьники учатся более открыто говорить о своих чувствах и делиться своими идеями.
  3. Школьники учатся более позитивно оценивать разрешение конфликтных ситуаций.
  4. Школьники берут на себя ответственность за разрешение спора и возмещения вреда в случае противоправного поведения.
  5. Школьники учатся управлять собственными конфликтами и предупреждать их.
  6. Школьники учатся признавать право каждого на различия в личностных особенностях и мнениях.
  7. Полученные навыки ведения диалога в процессе медиации школьники переносят в другие ситуации, а также во взрослую жизнь.

Что может дать медиация школьникам-медиаторам:

1.У них повышается самооценка.

2.Развиваются лидерские качества.

3.Улучшаются речевые способности и коммуникативные навыки.

4.Они приобретают навыки ассертивного (уверенного) поведения, учатся управлять своими эмоциями.

5.Развивается их конфликтологическая компетентность.

6.Они заинтересованы в профилактике насилия в школьной среде.

7.В своей собственной жизни они ориентированы на разрешение конфликтов мирным путем.

Что может дать медиация школьной среде:

1.Снижается количество школьных конфликтов.

2.В разрешении конфликтных ситуаций идет ориентация на конструктивные, примирительные способы.

3.Снижается количество правонарушений со стороны школьников.

4.Среди участников школьной среды растет способность к сотрудничеству и взаимопониманию.

5.Повышается уровень успеваемости.

6.Улучшается социально-психологический климат школьного класса.

7.Растет сотрудничество между педагогами и родителями, родители проявляют большую заинтересованность в учебной деятельности ребенка.

Что школьники могут сделать для развития школьной службы медиации:

  • Пройти обучение по программе подготовки медиаторов (посредников).
  • Осваивать технологию медиации, переговорные техники и восстановительные программы.
  • Следовать принципам и ценностям восстановительного подхода.
  • Помогать друзьям, сверстникам (и родителям) в примирении.
  • Рекомендовать друзьям обращаться в службу примирения.
  • Сохранять свою нейтральность.
  • Следовать этике поведения медиатора.

Что педагоги и администрация школы могут сделать для поддержки школьной службы медиации:

  • Организовать обучение медиаторов.
  • Организовать открытие школьной службы медиации.
  • Доверять школьникам-медиаторам, верить в их способность разрешать конфликты.
  • Давать достаточное время для разрешения конфликта в службе примирения.
  • Проводить конференции, конкурсы, фестивали для взрослых кураторов и школьников-медиаторов.
  • Переправлять обращения по конфликтным ситуациям в службу медиации.
  • Внести пункт о службе примирения в отчетные показатели школы.

Программа подготовки медиаторов

Первый год реализации инновационного проекта

Дата

Тематика занятия

11.09

Занятие 1. Наши занятия: что и как?

28.09

Занятие 2. Что такое медиация?

09.10

Занятие 3. Что такое конфликт?

28.10

Занятие 4. Из-за чего возникают и как развиваются конфликты в школе?

13.11

Занятие 5. Что такое «продуктивное разрешение конфликта»?

30.11

Занятие 6. Медиация конфликтов: как это делается?

11.12

Занятие 7. Что такое эффективная коммуникация?

28.12

Занятие 8. Как правильно слушать собеседника?

08.01

Занятие 9. Что такое бесконфликтное общение?

25.01

Занятие 10. Что такое «конфликтная личность», и как общаться с такими людьми?

12.02

Занятие 11. В чем разница между тем, чтобы «знать» и «уметь»?

29.02

Занятие 12. Как организовать подготовительный этап медиации?

11.03

Занятие 13. Как провести основной этап медиации?

28.03

Занятие 14. Как закончить медиацию?

08.04

Занятие 15. Возникли проблемы: что делать?

25.04

Занятие 16. Каким должен быть «настоящий медиатор»?

13.05

Занятие 17. Зачем люди становятся медиаторами?

30.05

Занятие 18. Откуда медиатору взять столько сил и терпения?

Резервное время

Занятие 19. Чему мы научились?

Занятие 20. Так кто же такие школьные медиаторы?

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.