Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем учителя!
Голосование
Оцените полноту и актуальность информации представленной на сайте
Всего 410 человек

Школьная служба примирения

Дата: 23 апреля 2020 в 11:35, Обновлено 23 сентября 2020 в 15:22

"Уровень конфликтности личности"

При ответе на вопрос выберите один вариант ответа
Заполните форму

«Психологическая диагностика безопасности образовательной среды»

Анкета-опросник для учителей
Заполните форму

Сайт

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

То, что идет от сердца, до сердца и доходит. Пайэтт    

 Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтов: профессиональных споров, бытовых ссор – стала применяться с 60-х гг. XX столетия общественными советами США и Канады. Медиация расширяла границы прав и возможностей людей решать свои собственные проблемы. Однако, использование медиации периодически сталкивалось с критикой. Но, несмотря на это, данный способ урегулирования конфликтов нашел множество сторонников в поддержке его внедрения в различные сферы деятельности человека.

Данный метод в 70-х годах стал применяться в Латинской Америке, особенно в Аргентине. В Европе за короткое время медиация стала самостоятельной профессиональной практикой. Например, во Франции практически все имущественные споры разрешаются медиаторами, минуя судебную систему. В 2003 г. в Австрии был принят Федеральный закон о медиации. В Германии, России на протяжении многих лет ежедневно в прайм-тайм по одному из телевизионных каналов идет передача, где профессиональный медиатор проводит процедуры медиации.

        Школьные службы примирения начали создаваться в России более 12 лет назад (в 2001–2002 гг.). Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2002 года в школе №464 г. Москвы, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России. Их становление является результатом тринадцатилетней работы межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа» и его партнеров, в ходе которой в России была разработана модель «школьных служб примирения» и накоплен опыт их работы в школах, колледжах, а также в детских домах, интернатах и т. д.

           С 21 января 2014 года в Республики Беларусь вступил в силу Закон Республики Беларусь «О медиации», который ввел правовой инструмент проведения переговоров, примирительных процедур, разрешение конфликтов и споров с участием независимого третьего лица – медиатора. Переговоры, проводимые с участием медиаторов и по процедуре, закрепленной нашим законодательством наиболее эффективны в отличие от традиционных методов ведения переговоров и разрешения споров и конфликтов, включая и судебное разбирательство. Процедура медиации одобрена нашей судебной системой и повсеместно внедряется  при рассмотрении споров.

        Рассмотрение спора миром в присутствии посредников на территории Беларуси появилось вместе с формированием первых государств. Так первое письменное упоминание о привлечении третьих лиц для участия в разрешении спора на территории Беларуси относится к началу XIII века и содержится в статье 33 Договора Смоленского, Витебского и Полоцкого княжеств с Ригой, Готландской землёй и немецкими городами 1229 года. В дальнейшем процедура посредничества нашла свое закрепление в Статутах Великого Княжества Литовского 1566 и 1588 годов. Так, согласно ст. 85 Статута 1588 года гражданский спор между сторонами мог разрешаться «полюбовным судом» и результатом рассмотрения являлось вынесение решения на основе мирового соглашения между сторонами в споре – «компромисса».

          Одним из первых в некоммерческом секторе популяризацией и продвижением технологии медиации в Республике Беларусь занимается Общественное объединение «Образовательный Центр “ПОСТ”». Многолетнее сотрудничество с немецкими партнерами и серия образовательных визитов с возможностью знакомства с практическим воплощением идеи медиации в Германии в конечном итоге материализовалось в обучающей программе «Медиация: искусство договариваться» (2010–2011 гг.) и создании Школьных служб примирения в СШ № 161 г. Минска и СШ № 17 г. Борисова, в Юридических клиниках БГЭУ и БГУ.

В настоящее время активную позицию в развитии школьных служб примирения занимает «Центр «Медиация и право» при ОО «Белорусский республиканский Союз юристов». Проекты по развитию школьной медиации осуществляются в ГУО «Средняя школа № 30 г. Минска», ГУО «Средняя школа № 8 г. Гродно», ГУО «Средняя школа № 38 г. Гродно», ГУО «Средняя школа № 39 г. Гродно», ГУО «Средняя школа № 35  им. Н.А. Волкова г. Гродно»

 

В 2015/2016 учебном году Центром «Медиация и право» начат  проект по развитию школьной медиации в Республике Беларусь. Среди причин, которые подтолкнули нас к организации проекта, можно назвать: стрессовая неуравновешенность детей и подростков, зачастую являющаяся причиной конфликтов в школьной среде; необходимость  индивидуализации процесса воспитания подрастающего поколения; поиск новых технологий для разрешения конфликтов; эффективность создания в учреждениях образования «Школьных служб примирения» в международной практике.

Цели и задачи проекта:

Развитие практики миротворчества и медиации, пропаганда ценностей конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (семьи, учащихся, педагогов, педагогов-психологов, администрации воспитательно-образовательных учреждений, и иных причастных лиц) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

Создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.

Формирование культуры ненасильственного общения и способности к взаимопониманию среди участников школьного сообщества.

Улучшение качества взаимодействия в семье и в образовательном пространстве всех вовлеченных участников.

Воспитание культуры конструктивного и миролюбивого поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение прав и интересов каждого.

Обучение заинтересованных школьников и педагогов медиации, восстановительной коммуникации и другим типам восстановительных программ. Выработка понимания необходимости при удовлетворении собственных потребностей и защите своих интересов считаться с интересами окружающих.

Оказание помощи школе и родителям в разрешении конфликтов и ситуаций правонарушений со стороны несовершеннолетних на основе принципов восстановительной медиации.

Просвещение и проведение информационных мероприятий для учителей, учеников, администрации учебных учреждений и родителей с целью донесения ценностей примирительного подхода в урегулировании школьных и семейных конфликтов.

Координация усилий семьи и педагогического состава с целью предотвращения неблагоприятных условий развития жизни и личности ребенка;

Профилактика правонарушений в среде учащихся и снижение количества фактов привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. 

Повышение и сохранение профессиональной компетентности, профилактика профессионального выгорания педагогов, что достигается получением специальных знаний и навыков, облегчающих работу с конфликтом.

Развитие навыков у учащихся самостоятельно решать свои проблемы в общении со сверстниками, распознавать поведенческие и эмоциональные знаки, сигнализирующие о неприятностях или затруднениях у сверстников.

Основные мероприятия программы

Организация работы Школьной службы примирения по урегулированию всех видов школьных конфликтов.Работа с конфликтами,  нарушениями дисциплины и правонарушениями осуществляется с помощью разного рода восстановительных программ: медиации, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций». Такого рода программы проводятся по всем переданным в службу примирения и медиации случаям, где стороны конфликта известны и признают свое участие в произошедшем событии.

Обучение участников школьного сообщества новым способам урегулирования конфликтов, способам восстановительной коммуникации и нового типа поведения в конфликтных ситуациях.

Выявление потенциально конфликтных ситуаций (приход новичков в класс, формирование нового состава класса, конфликты в столовой и пр.) и работа по снижению риска возникновения конфликтов (ведение переговоров, внесение предложений администрации и т. п.).

Проведение «школьных восстановительных конференций» и «кругов сообщества» для решения важных для школьного сообщества проблем на классных часах, родительских собраниях, при подготовке школьных мероприятий, на педагогических советах, в методических объединениях.

Целевые группы проекта: учащиеся школ, администрация учреждений образования, педагоги, педагоги-психологи и иные работники школы, родители. 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.